fbpx

Сенсорная интеграция

Термин «сенсорная интеграция» впервые предложен американским психологом Джин Айрес в 1963 году для описания того, как нарушения процессов сенсорной обработки могут выражаться в различных поведенческих проблемах.

Как это работает?

Ощущения – это способ нашей нервной системы получать информацию о том, что происходит с нашим телом и окружающей средой. Мозг организует и обрабатывает эту информацию для того, чтобы мы могли должным образом реагировать на неё. Этот процесс называется сенсорной интеграцией. Мы нуждаемся в отлаженном процессе сенсорной интеграции для развития, обучения, ежедневной деятельности и коммуникации с другими людьми.

Этот процесс не осознаётся нами и в большинстве случаев протекает без сбоев, поэтому узнаём мы о нём только в случае нарушений. Нарушение сенсорной интеграции связано с трудностями в обработке информации любой из сенсорных систем: тактильной, вестибулярной, проприоцептивной, зрительной и слуховой.

Как это помогает?

Специалист на основании наблюдения за ребёнком, опроса родителей и тестирования определяет характер трудностей и прописывает стратегию терапевтического воздействия. Терапия, основанная на сенсорной интеграции, – не медикаментозная терапия, а коррекционная работа, похожая на игру. Однако занятия с терапевтом – не единственный инструмент воздействия. Специалист разрабатывает программу, которая затрагивает образ жизни ребёнка, потому что процесс сенсорной интеграции происходит постоянно. Поэтому нужна и постоянная поддержка ребёнка в этом процессе. В зависимости от тяжести расстройства программа может быть краткосрочной или долгосрочной.

Как это происходит?

В зависимости от диагностированных трудностей и поставленных задач, терапевт будет играть с ребенком: лазить на скалодроме, играть в мяч, проходить полосу препятствия, исследовать мир с помощью тактильных ощущений, координировать  движения различной сложности.  При этом игра обязательно будет в удовольствие для ребенка, так как  использование «внутреннего драйва» является важной концептуальной основой подхода. При этом ребенок не должен испытывать боли, страха или другого сильного дискомфорта, хотя в заданиях обязательно будет некоторый «вызов», который и подтолкнет ребенка к изменениям.