fbpx

Сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция – это неврологический процесс, происходящий с каждым. Мы воспринимаем сенсорную информацию от нашего тела и окружающей среды. Наш мозг запрограммирован на организацию или интеграцию значимой для нас информации. Это помогает нам реагировать автоматически, эффективно и удобно в ответ на поступление специфического сигнала.

 

Если у нас процесс сенсорной интеграции в норме, то обработка поступающей информации производится автоматически, без лишнего дискомфорта.

 

Процесс сенсорной интеграции

Состоит из пяти этапов:

1. Сенсорная регистрация.

2. Ориентация

3. Интерпретация

4. Организация ответной реакции

5. Выполнение ответной реакции

 

Сенсорная регистрация происходит с нами, когда мы впервые узнаем о сенсорном стимуле: к чему-то прикоснулись, услышали новый звук. Наш сенсорный порог может изменяться в течение дня, все зависит от нашего предыдущего сенсорного или эмоционального опыта, от нашей активности и психологического состояния.

 

Сенсорная ориентация помогает обращать внимание на новую поступающую информацию. Таким образом мы можем определить, что нуждается в нашем внимании, а что можно игнорировать. Наш мозг запрограммирован модулировать и сравнивать сенсорную информацию для более эффективного функционирования.

 

Интерпретация позволяет определить, что именно сейчас происходит и помогает выбрать, на что реагировать, угрожает ли нам это.

 

Когда наш мозг определяет, стоит ли давать ответ на поступающий стимул, он выбирает варианты реакции: физический, эмоциональный, когнитивный. Это называется организацией ответной реакции, после чего происходит выполнение соответствующей реакции.

 

Диагностика нарушения процесса сенсорной интеграции

Ребенок с определенными нарушениями в развитии не может понять, что с ним происходит (процессы, происходящие в мозге, контролю не подлежат).

 

Нарушения у каждого ребенка проявляются по-разному:

— Могут иметься нарушения в одной сенсорной области;

— Среди нарушений сенсорной интеграции есть гипер-гипочувствительность к различным сигналам.

 

Чтобы понять, какой правильный маршрут коррекции выстроить, важно наблюдать за ребенком.

 

Развитие языка тесно связано с развитием тактильной системы, которая является самой большой сенсорной системой. Имеет функции головного мозга:

— восприятие;

— обработка;

— передача;

— реакция.

Тактильная система напрямую связано с социальным аспектом:

— дружбой;

— отношениями;

— общением/коммуникацией, потому крайне важен диалог с ребенком.

 

К признакам, указывающим на повреждение тактильной системы, относятся:

  • Сниженная тактильная чувствительность;
  • Нет границ
  • Очень высокий порог боли (плохо чувствует температуру/боль);
  • Ребенок практикует самоповреждение;
  • Ищет детей, чувствует потребность прикоснуться ко всему и всем;
  • Прячется в узких местах;
  • Всегда тянет предметы в рот, чтобы выучить их.

 

В настоящее время доминирует пониженная тактильная чувствительность у детей.

 

Повышенная тактильная чувствительность имеет следующие признаки:

— Хочу контакта, но не подходи ко мне;

— Во время взаимодействия избегает зрительного контакта;

— Страх и нежелание, чтобы ими управляли.

 

С такими детьми важно быть серьезными и уважать их («Я вижу тебе больно, могу помочь?»). Никогда не заставлять детей делать больше, чем они могут.

 

Такие нарушения часто неправильно диагностируются, путают с повышенной вестибулярной чувствительностью.

 

Проприоцепция и ее нарушения

Проприоцепция (кинестезия) — это ощущение относительного положения частей тела и их движения, иными словами — ощущение своего тела. Обеспечивается различными органами-проприорецепторами (в частности мышцами), информация с которых по крупным (поэтому быстропроводящим) нервным волокнам в составе периферических нервов и задних столбов спинного мозга поступает к ядрам центральной нервной системы и далее через таламус в теменную долю головного мозга, где формируется схема тела.

 

Здоровый человек в сознательном состоянии может чувствовать положение и движение своих конечностей.

 

Проприоцепция влияет на:

— поведение;

— способность считать, писать, читать

 

Задержка развития этих навыков – это глубокие нарушения, приводящие к:

  • Проблеме с навигацией в помещении и избеганию препятствий;
  • Проблемы с повторением увиденных движений;
  • Топанью ногами во время ходьбы;
  • Стуку ногами о стол, когда сидит за столом.

 

В задачи работы с ребенком при нарушении приоприоцепции входит:

— самовосприятие;

— восприятие движений;

— восприятие других;

— позиция в пространстве;

— ориентация в пространстве;

— внимание – как результат пробуждения проприоцепции;

— удовольствие от деятельности;

— базовые условия для когнитиных процессов

 

Задержка развития этих навыков – это глубокие нарушения.

К ним в раннем детстве может приводить отсутствие достаточного качества движений (манеж, люлька, ходунки);

 

В дальнейшем нарушение работы проприоцепции становятся результатом:

  • Дислексии – проблем с чтением и письмом;
  • Дискалькулии – проблем с математикой;
  • Диспраксии.

 

Симптомы моторой диспраксии: плохая координация движений в ежедневных бытовых действиях (например, застегивание пуговиц)

 

Пространственная диспраксия:

— плохая ориентация в собственном теле, в помещении;

— непонимание схемы своего тела;

— слабая ориентация в направлении (право-лево, верх-низ);

— нарушение планирования действий;

— плохая ориентация в пространстве и временном;

— проблем последовательности организации деятельности цифр, букв

 

Выход – работа двумя руками и ногами.

 

Глубинное восприятие (проприоцепция) имеет большое значение для развития человека, является важным фактором в развитии самоконтроля, уверенности в своих силах и веры в себя.

 

Пониженное самовосприятие в качестве компенсации требует повышенного внимания и усиленной моторной планировки. Такой ребенок быстро утомляется, концентрируя внимание больше других детей.

 

Стимуляция проприоцепции происходит с помощью упражнений с продавливанием, натягиванием/расслаблением, скручиванием и другими двигательными упражнениями.

 

Сознательное изменение напряжения и расслабления хорошо влияет на нашу психику и помогает лучше концентрироваться.

 

Тактильно-кинестетическое восприятие

Тактильная система – это самый мощный поставщик информации в нервной системе.

Она является базой для усвоения таких навыков и способностей как: развитие схемы тела, развитие контактов и социальных навыков, восприятие формы, структуры.

Нарушение тактильного восприятия является причиной как сложностей в обучении, так и проблем в поведении ребенка.

Области восприятия тактильной системы: разные верности, влажность, разные текстуры, температура.

Через прикосновение к коже ребенок получает представление о «карте» и границах своего тела.

Это является необходимым условием для восприятия простоты и представления себя в нем.

Нарушение восприятия своего тела влияет на развитие билатеральности  и многих навыков, необходимых для успешного обучения в школе.

 

Для развития восприятия схемы тела используются упражнения:

— которые дают почувствовать границы своего тела;

— назвать границы собственного тела;

— почувствовать среднюю линию тела, правую сторону тела, как условие для ориентации на право-лево

 

Под билатеральностью понимается симметричная работа и обладание двумя частями тела. Когда две части тела работают сплоченно, полноценно и могут использоваться одновременно.

 

На занятиях сенсорной интеграции терапевт ориентируется на развитие ребенка, закрепление нового опыта через физическое и психологическое развитие, самостоятельность ребенка, всегда начинает с успешной зоны ребенка, и дает свободу выбора и понимание того, что мы воспринимаем его серьезно.