Сенсорная интеграция
Сенсорная интеграция – это неврологический процесс, происходящий с каждым. Мы воспринимаем сенсорную информацию от нашего тела и окружающей среды. Наш мозг запрограммирован на организацию или интеграцию значимой для нас информации. Это помогает нам реагировать автоматически, эффективно и удобно в ответ на поступление специфического сигнала.
Если у нас процесс сенсорной интеграции в норме, то обработка поступающей информации производится автоматически, без лишнего дискомфорта.
Процесс сенсорной интеграции
Состоит из пяти этапов:
1. Сенсорная регистрация.
2. Ориентация
3. Интерпретация
4. Организация ответной реакции
5. Выполнение ответной реакции
Сенсорная регистрация происходит с нами, когда мы впервые узнаем о сенсорном стимуле: к чему-то прикоснулись, услышали новый звук. Наш сенсорный порог может изменяться в течение дня, все зависит от нашего предыдущего сенсорного или эмоционального опыта, от нашей активности и психологического состояния.
Сенсорная ориентация помогает обращать внимание на новую поступающую информацию. Таким образом мы можем определить, что нуждается в нашем внимании, а что можно игнорировать. Наш мозг запрограммирован модулировать и сравнивать сенсорную информацию для более эффективного функционирования.
Интерпретация позволяет определить, что именно сейчас происходит и помогает выбрать, на что реагировать, угрожает ли нам это.
Когда наш мозг определяет, стоит ли давать ответ на поступающий стимул, он выбирает варианты реакции: физический, эмоциональный, когнитивный. Это называется организацией ответной реакции, после чего происходит выполнение соответствующей реакции.
Диагностика нарушения процесса сенсорной интеграции
Ребенок с определенными нарушениями в развитии не может понять, что с ним происходит (процессы, происходящие в мозге, контролю не подлежат).
Нарушения у каждого ребенка проявляются по-разному:
— Могут иметься нарушения в одной сенсорной области;
— Среди нарушений сенсорной интеграции есть гипер-гипочувствительность к различным сигналам.
Чтобы понять, какой правильный маршрут коррекции выстроить, важно наблюдать за ребенком.
Развитие языка тесно связано с развитием тактильной системы, которая является самой большой сенсорной системой. Имеет функции головного мозга:
— восприятие;
— обработка;
— передача;
— реакция.
Тактильная система напрямую связано с социальным аспектом:
— дружбой;
— отношениями;
— общением/коммуникацией, потому крайне важен диалог с ребенком.
К признакам, указывающим на повреждение тактильной системы, относятся:
- Сниженная тактильная чувствительность;
- Нет границ
- Очень высокий порог боли (плохо чувствует температуру/боль);
- Ребенок практикует самоповреждение;
- Ищет детей, чувствует потребность прикоснуться ко всему и всем;
- Прячется в узких местах;
- Всегда тянет предметы в рот, чтобы выучить их.
В настоящее время доминирует пониженная тактильная чувствительность у детей.
Повышенная тактильная чувствительность имеет следующие признаки:
— Хочу контакта, но не подходи ко мне;
— Во время взаимодействия избегает зрительного контакта;
— Страх и нежелание, чтобы ими управляли.
С такими детьми важно быть серьезными и уважать их («Я вижу тебе больно, могу помочь?»). Никогда не заставлять детей делать больше, чем они могут.
Такие нарушения часто неправильно диагностируются, путают с повышенной вестибулярной чувствительностью.
Проприоцепция и ее нарушения
Проприоцепция (кинестезия) — это ощущение относительного положения частей тела и их движения, иными словами — ощущение своего тела. Обеспечивается различными органами-проприорецепторами (в частности мышцами), информация с которых по крупным (поэтому быстропроводящим) нервным волокнам в составе периферических нервов и задних столбов спинного мозга поступает к ядрам центральной нервной системы и далее через таламус в теменную долю головного мозга, где формируется схема тела.
Здоровый человек в сознательном состоянии может чувствовать положение и движение своих конечностей.
Проприоцепция влияет на:
— поведение;
— способность считать, писать, читать
Задержка развития этих навыков – это глубокие нарушения, приводящие к:
- Проблеме с навигацией в помещении и избеганию препятствий;
- Проблемы с повторением увиденных движений;
- Топанью ногами во время ходьбы;
- Стуку ногами о стол, когда сидит за столом.
В задачи работы с ребенком при нарушении приоприоцепции входит:
— самовосприятие;
— восприятие движений;
— восприятие других;
— позиция в пространстве;
— ориентация в пространстве;
— внимание – как результат пробуждения проприоцепции;
— удовольствие от деятельности;
— базовые условия для когнитиных процессов
Задержка развития этих навыков – это глубокие нарушения.
К ним в раннем детстве может приводить отсутствие достаточного качества движений (манеж, люлька, ходунки);
В дальнейшем нарушение работы проприоцепции становятся результатом:
- Дислексии – проблем с чтением и письмом;
- Дискалькулии – проблем с математикой;
- Диспраксии.
Симптомы моторой диспраксии: плохая координация движений в ежедневных бытовых действиях (например, застегивание пуговиц)
Пространственная диспраксия:
— плохая ориентация в собственном теле, в помещении;
— непонимание схемы своего тела;
— слабая ориентация в направлении (право-лево, верх-низ);
— нарушение планирования действий;
— плохая ориентация в пространстве и временном;
— проблем последовательности организации деятельности цифр, букв
Выход – работа двумя руками и ногами.
Глубинное восприятие (проприоцепция) имеет большое значение для развития человека, является важным фактором в развитии самоконтроля, уверенности в своих силах и веры в себя.
Пониженное самовосприятие в качестве компенсации требует повышенного внимания и усиленной моторной планировки. Такой ребенок быстро утомляется, концентрируя внимание больше других детей.
Стимуляция проприоцепции происходит с помощью упражнений с продавливанием, натягиванием/расслаблением, скручиванием и другими двигательными упражнениями.
Сознательное изменение напряжения и расслабления хорошо влияет на нашу психику и помогает лучше концентрироваться.
Тактильно-кинестетическое восприятие
Тактильная система – это самый мощный поставщик информации в нервной системе.
Она является базой для усвоения таких навыков и способностей как: развитие схемы тела, развитие контактов и социальных навыков, восприятие формы, структуры.
Нарушение тактильного восприятия является причиной как сложностей в обучении, так и проблем в поведении ребенка.
Области восприятия тактильной системы: разные верности, влажность, разные текстуры, температура.
Через прикосновение к коже ребенок получает представление о «карте» и границах своего тела.
Это является необходимым условием для восприятия простоты и представления себя в нем.
Нарушение восприятия своего тела влияет на развитие билатеральности и многих навыков, необходимых для успешного обучения в школе.
Для развития восприятия схемы тела используются упражнения:
— которые дают почувствовать границы своего тела;
— назвать границы собственного тела;
— почувствовать среднюю линию тела, правую сторону тела, как условие для ориентации на право-лево
Под билатеральностью понимается симметричная работа и обладание двумя частями тела. Когда две части тела работают сплоченно, полноценно и могут использоваться одновременно.
На занятиях сенсорной интеграции терапевт ориентируется на развитие ребенка, закрепление нового опыта через физическое и психологическое развитие, самостоятельность ребенка, всегда начинает с успешной зоны ребенка, и дает свободу выбора и понимание того, что мы воспринимаем его серьезно.